Что такое игра и что имел в виду Модест Ильич Чайковский, говоря словами героя "Пиковой дамы»: "Что наша жизнь – игра"?Игра - вид деятельности человека, который сопровождает его на протяжении всей жизни. Игра - интеракция, которая приносит положительные эмоции и заряд энергии, открывает новые знания и возможности...До недавнего времени считалось, что игра – прерогатива детей, и взрослым играть «смешно». Но, читавший Эрика Берна, игравший в деловые и трансформационные игры скажет, что это далеко не так. Удовольствие и удовлетворение от игры можно получить в любом возрасте.
Зачем взрослый человек играет?
На мой взгляд причин этому несколько:
1. Опыт. Во время игры участники методом проб и ошибок приходят к выбору оптимальных форм поведения в различных жизненных ситуациях. Участники совершают выбор, берут на себя ответственность, становятся единой командой, соперниками и конкурентами, пробуют себя в различных ролях и в решении разного рода задач. Например, когда в процессе одной из игр на формирование команды я ставлю задачу прийти к единому решению, не всегда группа понимает, что решение должно быть принято единогласно, не смотря на различие индивидуальных целей. Или в детстве, вспомните игру «Казаки-разбойники», в которой мы выбираем как минимум из двух стратегий поведения – достижение успеха и избегание неудач.
2. Самооценка и самоанализ. Игра позволяет каждому игроку оценить свои знания, навыки, эмоции и чувства. На основе анализа игрок получает возможность скорректировать свое поведение.
3. Развитие системного и прогностического мышления. В процессе игры необходимо часто принимать решения, видеть развитие ситуации на несколько шагов вперед, разрабатывать стратегию и тактику игрового поведения.
4. Моделирование и проектирование. Как правило, применяемые в деловых играх ситуации являются моделями реальных ситуаций, складывающихся при решении различного рода бизнес-задач. В тоже время в игровой деятельности у участников имитационных упражнений появляется возможность посмотреть на ситуацию «под другим углом», попробовать иные способы решения задач, применить иную тактику действий, экспериментировать без страха неудач, без чувства реальной угрозы. В игре развивается воображение и повышается гибкость мышления.
5. Эмоции и энергия. Интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Каждая из перечисленных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Чаще всего в игре мы получает весь спектр положительно окрашенных эмоций и чувств. Но, все же, игротехник заранее готовит список эмоций и чувств, которые могут и должны возникнуть у игрока в процессе игры.
6. Отдых и эмоциональная разгрузка. Очень тесно связан этот пункт с предыдущим. Игра позволяет переключиться с решения важных рабочих задач и «войти» в иную, альтернативную реальность, где совсем иные правила взаимодействия. Такое переключение положительно сказывается и на решении рабочих задач, особенно творческих задач, требующих погружения и концентрации – отдохнувший мозг способен дать выдающиеся результаты.
7. Взаимодействие. Деловые и трансформационные игры проводятся чаще всего в группах (бывают и исключения). В процесс игры вовлечены несколько человек, которые отыгрывают роли. Игра становится совместной и значимой для всех ее участников деятельностью. У каждого игрока есть возможность проявить себя. Если Вы играете со своими коллегами, то игры оказывают положительное влияние на социально-психологический климат в коллективе, на поиск новых подходов к совместному решению задач.
8. Развитие когнитивных функций. Во время игры развиваются способности планирования и расстановки приоритетов в жизни и работе, осознание эмоций и чувств. Учеными доказано, что в процессе игры развиваются участки мозга, отвечающие за чувство музыкального ритма, обработку речи, внимание и многое другое.
9. Знания и познание. В игры мы всегда начинаем играть по собственному желанию, игра – это не обязанность. В игре мы узнаем что-то новое: новые инструменты управления, лайфхаки ораторского мастерства, свои страхи и возможности, возможности других людей и вообще, людей.
10. Фан и сюрприз. В игре всегда присутствуют эти два компонента. Наш мозг запрограммирован на удовольствие и сюрпризы, а игра их обеспечивает.
11. Проработка страхов, стереотипов, установок и комплексов. Проработать страх публики, страх показаться глупым, страх темноты, страх нового и множество других легче, чем в реальной жизни – ведь игра – не реальность, в игре мы «другие», такие, какими хотим быть.
Не слишком ли серьезны мы стали с возрастом? Не хочется ли нам взглянуть на достижение своих целей по-новому? Не часто ли в нашей жизни мы доверяется негативным установкам и останавливаемся перед страхами?
Я «За» игры в любом возрасте
Я «За» развлекательные, деловые и трансформационные игры
Я «За» общение в режиме офф-лайн
А Вы?